- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследования механизма государства, его основных элементов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011399 |
Тема: | Исследования механизма государства, его основных элементов |
Содержание
СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА Механизм государства Выполнил студент: 113 группы I курса заочной формы обучения на базе СПО Лисина Алина Сергеевна Научный руководитель: к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Петров Евгений Евгеньевич Дата защиты «__» ____ 2017 г. Оценка ____________ Подпись научного руководителя_______ Петрозаводск, 2017 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 6 1.1 Понятие и особенности механизма современного Российского государства 6 1.2 Принципы организации и деятельности государственного механизма 12 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 19 2.1 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата 19 2.2 Орган государства: понятие, признаки и виды 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27 ВВЕДЕНИЕ Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они находятся в постоянном совершенствовании и развитии. Структура и методы его деятельности зависят от своеобразия экономического развития, соотношения классовых, политических сил, особенностей культурно-исторического развития, а также религиозно-нравственных особенностей, размеров территории страны. Кроме того, на деятельность государственного механизма оказывают влияние и внешнеполитические факторы, такие как своеобразие международной обстановки, особенности межгосударственных отношений конкретных стран. Государство для выполнения своих функций создает государственный механизм, включающий систему государственных органов, учреждений и должностных лиц. Он представляет собой четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему и могут выполнять только те функции или использовать те полномочия, которые предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Актуальность этих проблем для современной России и необходимость своевременного их разрешения и определяет выбор темы исследования. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственных органов, учреждений и должностных лиц. Предмет исследования – нормативные правовые акты Российской Федерации, а также научная литература по теме исследования. Целью исследования является полное исследования механизма государства, его основных элементов. Исходя из цели, в работе необходимо решить следующие задачи: изучить понятие и особенности механизма современного Российского государства; рассмотреть принципы организации и деятельности государственного механизма; проанализировать принцип разделения властей как организационно-правовую основу деятельности государственного аппарата; рассмотреть понятие, признаки и виды органов государства. Решающую роль в механизме государства играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. В механизм государства входят все органы управления и органы принуждения. Механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене. Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением и библиографическим списком. Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как: В. В. Лазарев, А. Г. Хабибулин, В. Я. Любашиц, Н. И. Матузов, А. А. Воротников, Л. П. Рассказов, Л. А. Морозова и другие. При написании работы использовались нормативные правовые акты Российской Федерации (далее – РФ), научная литература. ГЛАВА 1 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 1.1 Понятие и особенности механизма современного Российского государства В научной и учебной литературе часто обсуждают соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Обычно эти понятия употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства, - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи в процессе осуществления тех или иных функций государства. Понятие «механизм государства», как считал М. И. Байтин, тесно связано с понятием «государственный аппарат». «Последнее принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права». В основе построения и функционирования государственного механизма любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они и предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему. Государство есть сложный аппарат (механизм) управления обществом, разносторонними социальными процессами и сферами, представляющий собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций. Функционирование этого специально созданного государственного аппарата предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых состоит в занятии управленческим трудом. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный аппарат, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с их обязательным, в отличие от общественных организаций, юридическим закреплением в законодательстве и основанной на этом способностью издавать правовые акты. Механизм государства характеризуется тем, что он состоит из людей, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение, а также механизм государства представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархической подчиненностью, правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Механизм государства, как и механизм государственной власти, таким образом, представляет собой материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой, государство властвует. Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничивать его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Феномен «механизм государства» включает четыре составляющие: структурную – совокупность определенных органов; функциональную – совокупность определенных функций, для реализации которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов; инструментальную – совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций; правовую – совокупность определенных правовых норм, определяющих структурную организацию государственных органов, а также их полномочий, методы и формы реализации функций государства. Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зависимости. Они в целом и составляют механизм государства. Таким образом, механизм государства – это система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства. Механизм государства обладает рядом характерных признаков. Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой. Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в конституциях СССР и РСФСР таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами. В перестроечный и послеперестроечный периоды в процессе демократизации Российского государства в Конституцию СССР 1977 г. согласно требованиям времени были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов. Но в качестве одной из основ конституционного строя в России было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагавший самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Конституция РФ была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). В ст. 11 Конституции РФ содержится три пункта, конкретизирующих и закрепляющих разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства: государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем существует и обратная связь: от функций государства зависит структура государственного механизма, функции непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. Следует отметить, что к основным формам осуществления функций государства относятся: законодательная, управленческая (исполнительная), судебная, контрольно-надзорная, под которыми понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К ним относится правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Принято выделять следующие особенности механизма государства: это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями; первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и организации; механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства; для обеспечения государственно властных велений механизм имеет непосредственные орудия принуждения – суды, тюрьмы, вооруженные силы и др.; сложность и многообразие органов государства и государственных организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития. Таким образом, механизм государства понимается в узком смысле – как органы государства (государственный аппарат), в широком – как совокупность государственных органов и организаций. 1.2 Принципы организации и деятельности государственного механизма Под принципами организации и деятельности механизма современного Российского государства следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, содержание и назначение, основные цели и задачи механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой его деятельности. Одни из принципов рождались и развивались, другие по мере происходивших изменений отмирали. Принципы, о которых идет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в иных федеральных законах. Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Это не означает, что они всегда не только провозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, где все или хотя бы основные принципы организации и деятельности не только декларировались теоретически, но и полностью реализовывались бы практически. Тем не менее, существуют общие принципы организации и деятельности государственных аппаратов разных стран. Принцип народовластия осуществляется в демократической организации государства, в республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ. Современное истолкование этого принципа далеко выходит за его буквальный перевод с латыни на русский язык (демократия – власть народа). Провозглашение власти народа является не только принципом государственного механизма, но и конституционным принципом всей политической системы, всего общественного и государственного строя. В Конституции РФ говорится, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3). В этой же статье определено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. По Конституции РФ обе формы народовластия – прямая и представительная – равнозначны. Говорить о приоритете какой-либо формы демократии некорректно. Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства основан на том понимании, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Это сложный процесс, который не может произойти в одночасье, но важно, что Конституция РФ закрепила его в качестве магистрального пути развития России. Также ст. 32 Конституции РФ закрепила право на равный доступ граждан РФ к государственной службе. Эта норма явилась новшеством для российского законодательства. Ее включение в текст Конституции РФ означает не только приведение Основного закона государства и законодательства в целом в соответствие с положениями международного права, но и решительный разрыв с многолетней практикой «номенклатурных должностей», когда действовали такие ограничения, как некоторые анкетные данные (социальное происхождение, партийность, национальность, наличие родственников за границей и т. д.) либо произвольно толкуемые «политическая грамотность» и «моральная устойчивость». Весьма большое значение для регулирования государственной службы имеет положение Конституции РФ (ст. 46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Ни Конституция РФ, ни иные законодательные акты не дают конкретного перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, так как исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения указанных органов и лиц. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты РФ равноправны между собой. Согласно принципу федерализма механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ и другими договорами. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом нормативном правовом акте сформулированы следующие принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина; единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; профессионализм и компетентность государственных служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность». К числу этих принципов следовало бы отнести также сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерного разросшегося управленческого аппарата. К основным принципам построения и функционирования системы государственной службы Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» относит федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственной и муниципальной службы, открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности госслужащих, профессионализм и компетентность госслужащих, а также защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 4 закрепляет принципы гражданской службы. Государственная гражданская служба основывается на принципах построения и функционирования государственной службы, закрепленных в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 2.1 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата Концепция разделения властей является неотъемлемым элементом правовой идеологии современного государства, она прочно утвердилась в тезаурусе современной правовой доктрины. Однако происшедшие со времен основателей концепции разделения властей – Дж. Локка и Ш. Монтескье – существенные изменения в государственной и правовой жизни общества не могли не сказаться на толковании и применении данной концепции. М.Н. Марченко отмечает, что различное понимание и соответствующее ему толкование теории разделения властей на современном этапе прослеживается по следующим направлениям: «во-первых, разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике. Во-вторых, различная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения. В-третьих, разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов – с другой». Концепция разделения властей в настоящее время нуждается в реформировании с целью решить ряд имеющихся проблем. Одной из них является проблема расширения традиционного перечня ветвей власти. Принято считать, что концепция разделения властей предполагает три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, несмотря на то, что основоположниками данной концепции высказывались и другие идеи (например, Дж. Локк считал судебную власть элементом исполнительной власти). Однако со времен разработки данной концепции существенно усложнился государственный механизм, появилось множество новых государственных органов, между которыми существуют довольно сложные взаимосвязи. Ряд государственных и должностных органов не вполне вписывается в имеющуюся триаду разделения властей, например, прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Как следствие, в правовой литературе предлагается выделять новые ветви власти наряду с имеющимися тремя, например, контрольную власть, избирательную власть, банковскую власть. Например, С. А. Авакьян пишет: «очень большая проблема – разделение властей. Нам уже приходилось писать о том, что конституционная формула о трех ветвях государственной власти нарушена уже в самой Конституции Российской Федерации, поскольку есть, по крайней мере, президентская власть, прокурорская власть, избирательная власть и банковско-финансовая власть как разновидности государственной власти в России» . Считаем, что не все приводимые исследователями «власти» в настоящее время уже достигли самостоятельного статуса и могут выделяться в качестве самостоятельных. Характер их взаимосвязи с другими органами государственной власти показывает, что, например, избирательная власть является в данный момент элементом исполнительной власти, поскольку обеспечивает исполнение законодательства о выборах и референдумах. Банковскую власть, не следует считать самостоятельной ветвью власти, поскольку не вполне ясен правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Его трудно в полной мере назвать органом государственной власти, тем более власть которого образует самостоятельную ветвь наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Контрольная власть в перспективе может стать самостоятельной властью, однако для этого должно пройти определенное время, должны возникнуть достаточные предпосылки, оформиться ее системное единство и укрепиться властные полномочия. В настоящее время достаточно оснований говорить о наличии самостоятельной президентской власти в составе механизма разделения властей, которая наряду с законодательной, исполнительной и судебной формирует данный механизм. В отличие от иных ветвей власти, наличие которых обосновывается в правовой литературе, у нее имеется вполне очевидное организационное единство, наличие конституционно закрепленных властных полномочий и действенного механизма их реализации. Статус данной ветви власти достаточно высок и позволяет говорить о ее полноправном взаимодействии с другими признанными ветвями власти. Вторая проблема – проблема пересмотра концепции взаимодействия ветвей власти. Традиционная концепция разделения властей предполагает их самостоятельность и независимость с возможностью оказывать на другие ветви власти некоторое сдерживающее воздействие в рамках механизма сдержек и противовесов. Однако, современное соотношение ветвей власти включает существование своего рода ветвей власти-арбитров, которые в некоторых аспектах находятся «над» другими ветвями власти в том смысле, что обеспечивают их согласованное функционирование и разрешение конфликтов между ними. Речь идет, прежде всего, о президентской и контрольной ветвях власти. Полагаем, что органы и должностные лица, образующие данную ветвь власти, имеют полномочия, позволяющие оказывать значительное влияние на взаимодействие других ветвей власти и их деятельность в целом. Следующая проблема – проблема совершенствования нормативного правового закрепления разделения властей в Российской Федерации. Нормативное правовое закрепление концепции разделения властей в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. Наиболее важное значение для данного закрепления имеет совершенствование норм Конституции Российской Федерации. Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В данной статье устанавливается перечень ветвей государственной власти (названы только три: законодательная, исполнительная и судебная), а также указывается механизм взаимоотношений между ними. При этом в тексте Конституции РФ имеется следующее противоречие. Согласно части 1 статьи 11 «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, Президент Российской Федерации также называется в данном перечне, что вполне закономерно. Однако его нельзя отнести ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти. К исполнительной ветви власти в России, Президент также не относится, поскольку не является главой правительства. Согласно ст. 80 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации является главой государства» (часть 1), «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (часть 2). Считаем, что Президент Российской Федерации, не относящийся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти и призванный, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивать их согласованное функционирование и взаимодействие, по сути, оказывается не включенным в триаду разделения властей, указанную в статье 10. Например, по мнению Г. Н. Чеботарева, «наряду с тремя ветвями власти следует выделять и четвертую ветвь – президентскую власть. Необходимость ее выделения определяется характером и объемом конституционных президентских полномочий, а также прямым указанием Конституции РФ (ч. 1 ст. 11) на то, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Учитывая изложенное, полагаем, что выходом их данной ситуации было бы реформирование Конституции Российской Федерации. Считаем, что статью 10 Конституции Российской Федерации необходимо изложить следующим образом: «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на президентскую, законодательную, исполнительную и судебную. Органы президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Данное изменение позволит учесть развитие концепции разделения властей на современном этапе и примирить конфликт между «незыблемой» теорией и практическими реалиями. 2.2 Орган государства: понятие, признаки и виды Решающую роль в механизме государственной власти играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной власти. Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как объективная реальность, проявляет себя вовне не иначе как через свой механизм, через те или иные в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: